Официальный сайт народного художника РСФСР Романычева Александра Дмитриевича
Романычев
Александр
Дмитриевич

Российский советский живописец, график и педагог, Народный художник РСФСР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени
И. Е. Репина, член Ленинградского Союза художников.
    • Даты жизни:
    • 18 сентября 1919 - 21 августа 1989 г.
    • Место рождения:
    • деревня Русские Горенки Симбирская губерния
    • Страна:
    • СССР
    • Жанр:
    • портрет, пейзаж, жанровая картина
    • Учёба:
    • Институт имени И.Е.Репина
    • Стиль:
    • реализм
    • Звания:
    • Народный художник РСФСР— 1980
      Заслуженный художник РСФСР — 1965

Некролог (статья Н.Н.Громова) 25 августа 1989 года

ПРОЩАЛЬНОЕ СЛОВО
ДО ПОСЛЕДНЕГО УДАРА СЕРДЦА

Ушел из жизни Адександр Дмитриевич Романычев - человек светлый, глубокий, талантливый. По призванию — художник и педагог, по должности — профессор живописи Института имени И. Е. Репина, по убеждениям — коммунист.

Родился он в 1919 году в поволжской деревне Русские Горенки, как принято говорить, уже при новом строе. И с миллионами своих сверстников был приписан крестьянский сын к эпохе исторических переломов, безвозвратных утрат и радужных надежд.

Самое тяжелое испытание — Великая Отечественная война и девять лет армейской службы сначала в артиллерии, а затем в военно-морской авиации. А самое неистребимое желание — быть художником. Оно владело им более полувека и управляло судьбой вплоть до последнего удара сердца.

Ленинградцы знакомы с картинами Александра Дмитриевича и наверняка помнят его полотна «Победители», «Памяти павших», «Девятое мая», «Отчий дом». В этих произведениях подкупает приверженность автора к простым человеческим истинам, жизненность и художественная новизна коллизий, колористическое совершенство. Не случайно где-то с 60-х годов стали говорить о собственной теме живописца, о его неповторимости и мастерстве.

Однако на избранном поприще Александр Дмитриевич не искал легких побед, не склонял голову перед титулованными сановниками, не ловил удачу в лице заезжего мецената. А это значит, что для доказательства своего права на творчество приходилось прилагать чуть ли не троекратные усилия. Да, были здоровье, терпение, воинская закалка, наконец, но главное — это все та же жажда писать, работать. И еще, не менее важное, — любовь к народу; к многострадальной нашей земле,

Александр Дмитриевич всегда был в поиске, ценил новое. И исходным принципом его педагогики была проповедь реализма как явления живого, плодотворного, развивающегося. Искусство виделось ему широким полем, открытым для творческих экспериментов. Но вот что действительно возмущало Романычева, так это разного рода подделки. Особенно под авангард и традиции передвижни­чества. Здесь он был непримирим, язвителен в резок.

Дипломы, награды и звания — все эти внешние атрибуты успеха пришли и к Александру Дмитриевичу. В 1980 году ему было присуждено звание народного художника РСФСР. Не в них он видел конечный смысл работы. Ему хотелось повернуть глаза внутрь души, разобраться в судьбах и характерах своего поколения. Не потому ли так сильна его портретная галерея, запечатлевшая лица людей — разных и удивительных в своем достоинстве: Ю. М. Непрннцев, В. Ф. Токарев, Н. П. Медовиков, В. И. Плотников. И не по той же самой причине так лиричны его пейзажи и этюды — «Старая яблоня», «Криница», «Дождливый день»?

Некоторым оценщикам искусства хочется расставить всех мастеров по шкале дарований, по величине и количеству полотен, по какому-то примитивному ранжиру. Напрасный я неумный труд. Ведь художники, как звезды в ночном небе. И близкие, и далекие, и яркие, в едва заметные - все они светят вместе и каждая в отдельности. Убежден, что и звездочка Романычева обязательно кого-то согреет надеждой, кому-то укажет дорогу или просто привлечет чей-то пытливый взор…

И это не мистика, ведь картины Александра Дмитриевича находятся во многих музеях страны, а значит, встречи с его искусством будут еще долгими.


Н. ГРОМОВ, член СХ СССР, кандидат искусствоведения

 


наверх